Стильный тандем StyleShop

Стильный тандем: Интервью StyleShop для журнала Fashion Collection Belarus

СТИЛЬНЫЙ ТАНДЕМ LIFESTYLE 27.11.2017 Героинями нашей новой рубрики Five O’clock стали сразу две прекрасные девушки — команда styleshop.by, стилисты-имиджмейкеры Екатерина Белевич и Юлия Петруненко. Два экспертных мнения, два творческих взгляда, два подхода: тандем поделился с шеф-редактором Fashion Collection Анастасией Карасёвой принципами работы и рассказал о подводных камнях профессии Fashion Collection: На дворе XXI век, а у нас до сих пор многие…

Стильный тандем Интервью StyleShop для журнала Fashion Collection BelarusСТИЛЬНЫЙ ТАНДЕМ

Екатерина Белевич, Юлия Петруненко, Анастасия Карасёва

Героинями нашей новой рубрики Five O’clock стали сразу две прекрасные девушки — команда styleshop.by, стилисты-имиджмейкеры Екатерина Белевич и Юлия Петруненко. Два экспертных мнения, два творческих взгляда, два подхода: тандем поделился с шеф-редактором Fashion Collection Анастасией Карасёвой принципами работы и рассказал
о подводных камнях профессии


Fashion Collection: На дворе XXI век, а у нас до сих пор многие относятся к профессии стилиста довольно скептически.

Екатерина Белевич: Нашу профессию понимают не все, это правда. Почти не спасает приставка «имидж» или «фэшн», иногда думают, что мы делаем маникюры или стрижки, в лучшем случае — просто бегаем по магазинам и собираем одежду для фотосессии.

Юлия Петруненко: Еще часто на стилиста реагируют так: «Да я сама себе прекрасный стилист, были бы деньги, я так оденусь —закачаетесь». А потом в магазинах приходится наблюдать, как женщины отдают кучу денег за одежду, которая их не украшает или просто старомодна. А ведь хороший стилист мог бы помочь здорово сэкономить.

Е.Б.: Но если такое положение дел не очень беспокоит, значит, чело-век еще не дошел до той ступени по Маслоу, когда ему просто необходим имидж- или фэшн-стилист.

Ю.П.: Кстати, даже в фэшн-индустрии не все еще готовы работать со стилистами. Многие фэшн-фотографы считают, что стилист подбирает юбку к блузке, на этом этапе работа стилиста закончена, и такие фотографы сопротивляются командной активности изовсех сил. А ведь стилист в ответе за цельный конечный продукт не меньше, чем фотограф.

F.C.: Насколько эта профессия востребована в Беларуси?

Е.Б.: Рынок для профессии стилиста у нас маленький, но он в целом небольшой для любого рода деятельности: страна не самая большая и богатая. Приходится максимально расширять спектр услуг и браться за очень разноплановые проекты.

F.C.: Наше общество уже осознало нужность и важность этой деятельности?

Ю.П.: Если говорить о широкой общественности, то, на мой взгляд, нет, но это дело времени.

Е.Б.: Но между тем мы работаем, мы востребованы и получаем положительные отзывы о своей работе.

Екатерина Белевич
Екатерина Белевич

F.C.: Как и когда вы открыли для себя путь стилиста?

Е.Б.: Как-то мне попалась интересная информация о том, что наше истинное предназначение в жизни легко выяснить — достаточно вспомнить ведущее увлечение своего детства. Именно из детства мои первые воспоминания об интересе к одежде: это и шитье, и вязание нарядов куклам, позже — себе.
Я неплохо рисовала, еще всегда влекло техническое исполнение кино и музыкальных видеоклипов. Поэтому то, чем я сейчас занимаюсь, меня совсем не удивляет и абсолютно для меня гармонично — больше изумляет, какими сложными путями я возвращалась к своему призванию. Ведь по образованию я экономист и маркетолог с большим опытом работы на руководящих должностях.

Ю.П.: Когда попадаешь в вакуум бездеятельности (а именно это со мной случилось в декрете), получаешь отличную возможность затаиться и осознать, чем тебе хочется и всегда хотелось заниматься на самом деле. Мне всегда нравилась одежда, я хорошо рисую (моя подруга-художник как-то сказала, что у меня «врожденное чувство анатомии»), хорошо пишу. Поэтому начала писать о красивом: о моде и стиле. Эта деятельность вызвала необходимость в образовании стилиста, а затем я перешла от теории к практике.

F.C.: Сейчас очень многие относят себя к стилистам. Такая массовость вызывает недоверие. Кажется, по этой причине к профессии относятся несерьезно.

Е.Б.: К одежде и к моде в целом не всегда относятся серьезно. Не считают искусством и отводят утилитарную, второстепенную роль, а то и вовсе обвиняют в пропаганде вещизма. На самом деле мода отражает экономическое и политическое состояние общества, культуры, традиций, это живой организм и площадка для самовыражения талантливых людей. И если кто-то себя кем-то называет — это же прекрасно! Если человек находит свою аудиторию, он реализуется как личность. Большее недоверие у меня вызывают люди, которые почему-то думают, что имеют право кого-то судить.

Ю.П.: А я бы ввела аттестацию для стилистов, ведь часто стилисту доверяют слепо, как доктору, то есть в процессе клиент не всегда может понять, «лечит» тебя стилист или больше «калечит». Сейчас легко стать стилистом, получив корочку о прохождении курсов или просто объявив себя «стилистом от бога», но, к сожалению, ни то, ни другое не гарантирует профессионализма. А это дискредитирует профессию в целом.

FashionCollection
Юлия Петруненко

F.C.: Нужны ли теоретические знания для стилиста? Где их можно получить? В университете у нас такое образование, к сожалению, не получишь.

Е.Б.: Материал, которым оперирует стилист, очень пластичный, гибкий, изменчивый: это мода, которая быстро меняется, меняется общество, меняются представления женщины о себе и своих ролях. Поэтому получивший академические знания в университете стилист может на выходе оказаться специалистом ушедшего времени с крепкой теоретической подготовкой, но совершенно оторванным от контекста. Да и нужно ли нам столько специалистов, чтобы их выпускать массово?

Ю.П.: Как и для любого специалиста, базовая теория для стилиста необходима. Ее можно освоить самостоятельно в книгах и в Сети достаточно материалов. Конечно, получить и закрепить знания на курсах можно быстрее, системнее, эффективнее. Но главное при этом, как выше отметила Катя, — следить за происходящим в мире, в моде, в обществе, а не бесконечно делить людей на осень, зиму, весну и лето,однажды «прикрывшись» дипломом стилиста.

Е.Б.: Думаю, идеально перенимать опыт у зарубежных специалистов, учиться у людей, которые делают современную моду и выросли в колыбели европейской культуры. Это пусть и не основной, но все же один из способов развить свой вкус.

F.C.: Проходили ли вы какую-то подготовку? Где черпаете новые знания?

Ю.П.: Началось все с самообразования, когда я начала писать для разных Интернет-порталов, потом окончила курс «Стилист-имидждизайнер», в прошлом году получила диплом фэшн-иллюстратора.

Новые знания дает, конечно, любой новый опыт работы с клиентами. Также читаю о моде и стиле почти все, что попадается в Сети, и, если есть возможность, смотрю вебинары и онлайн мастер-классы известных стилистов.

Е.Б.: Осознание того, что я хочу стать стилистом, пришло ко мне в период жизни, когда я много путешествовала и подолгу проводила время заграницей в красивых уголках мира. Помню, маркером выделяла все непонятные термины и имена в модном глянце, как в конспекте, потом гуглила, искала книги, смотрела фильмы и изучала предметы искусства. Конечно же, не обошлось без курсов: это и колористика, и стиль, и фотография, и рисование.

FashionCollection Стильный тандем
Анастасия Карасёва

F.C.: Как бы банально ни звучало, но чем вдохновляетесь?

Е.Б.: Вдохновляют общение с талантливыми людьми, так называемый энергетический обмен, модные мероприятия и тусовки, специализированные Интернет-ресурсы, модный глянец, хорошее кино и музыка… И особенно клиенты: «быть полезной» — это мотивирует и вдохновляет расти дальше.

Ю.П.: У меня легко: меня вдохновляет все красивое. Сцена в фильме, сочетание цветов на картине, стильно одетая женщина — все может зацепить. Ну и, конечно, мода, мировой подиум, красивая коллекция, фотосессия — и все, бабочки в животе!

F.C.: Вы довольно-таки неординарный для нашей страны пример тандема стилистов. Расскажите, как вам работается в паре? Не ссоритесь?

Ю.П.: Не ссоримся, конечно, но иногда поколачиваем друг друга (улыбается).

А если серьезно, то вдвоем работать удобно, ведь ресурсов в два раза больше. Больше идей, больше сил. У каждой есть более сильные стороны, поэтому каждая из нас отвечает за тот участок работы, которые ей легче дается. Над сложными проектами работаем сообща, относительно клиентов всегда советуемся и, если наши взгляды не совпадают, предлагаем клиенту оба варианта.

Е.Б.: Мы обе умные, еще и красивые, конечно (смеется), мы ценим то, что получается у нас обеих, когда мы дополняем друг друга. В этом наш секрет успеха. Хотя, конечно, удивительно, как так сложилось, что мы, два уже довольно взрослых и зрелых человека, сошлись и не раздражаем друг друга. Должно быть, судьба.

Ю.П.: В работе тандема главное, на мой взгляд, не перекричать другого, а попытаться услышать. Не капризничать «я художник, я так вижу», а взвешенно рассмотреть все варианты предложенных друг другу решений и выбрать оптимальное.

FashionCollection
Екатерина Белевич

F.C.: Наверняка у каждой из вас есть какой-то любимый стиль — какой? Совпадают ли ваши вкусовые предпочтения в работе?

Е.Б.: В работе все зависит от задачи, которую перед нами ставят. Внешность Юлии диктует ей романтику и глэм, мне — классику и немного авангарда, но мы все еще открыты к экспериментам.

Ю.П.: Видение красивого и понимание актуального у нас с Катей совпадают процентов на 99, и это существенно облегчает совместную работу. Никогда не бывает непродуктивных споров на тему: «Это просто ужасно! — А мне нравится!» Только один раз наши вкусы полярно разошлись — относительно одной пары джинсов в Zara, но мы прошли это испытание (улыбаются).

F.C.: Сегодня много говорят о приходе масс-маркета в Беларусь и сравнивают его с белорусскими дизайнерами. Согласны ли вы, что многим дизайнерам стоит переосмыслить свою работу, повысить планку? Ведь, откровенно говоря, некоторые из них предлагают ту же Zara.

Ю.П.: Zara — прекрасная подсказка (и пинок!) дизайнерам на тему того, что надо делать, чтобы быть востребованными. Надо просто проанализировать, чего не хватает потребителю в масс-маркете. Создавайте так же быстро модные, сконструированные на среднестатистическую женщину вещи из натуральных материалов.

Или, например, у белорусов появился интерес к одежде с национальным колоритом, так шейте коллекции, в которых будут тонко зашифрованы наши культурные коды, — западный масс-маркет такого точно не предложит.

Е.Б.: Да, масс-маркет приходит — и это прекрасно! Купить модную вещь-однодневку по приемлемой цене теперь проще — это удобно. Конечно, конкуренция в этом сегменте выросла — и глобальные марки, скорее всего, поглотят не таких быстрых и модных белорусских конкурентов на этой площадке, но это естественный процесс, от этого покупателю хуже не станет. Напротив, выбора, а значит, и возможностей самовыражения через одежду будет больше.

Зато средних брендов, таких, как Massimo Dutti, у нас немного. И это тоже подсказка: нишу среднего сегмента могли бы заполнять местные бренды.

Юлия Петруненко
Юлия Петруненко

F.C.: А каково ваше отношение к масс-маркету? Где вы одеваетесь? Каких белорусских дизайнеров носите или любите? Отличает ли наших дизайнеров какой-то определенный стиль, который применим только к белорусам?

Е.Б.: Отличное у меня отношение к масс-маркету: там можно купить хлопковую футболку за 13 рублей.

В моем гардеробе все больше одежды белорусских дизайнеров, в особенности тех, кто шьет на заказ, мне нравится это увлечение — создавать одежду для себя. Нравятся аксессуары наших мастеров: это самобытно, уникально и доступно.

Всех наших дизайнеров я не стала бы обобщать: есть сильные и слабые, и они слишком разные. Важно понимать, что не все, кто зовется этим громким именем, вышли за рамки мастеров, которые умеют работать руками, т.е. шить пусть и хорошо, но просто одежду.

Ю.П.: Если отстраниться от проблемы этичного потребления, то да, мы любим масс-маркет. Благодаря ему мы не чувствуем себя на задворках моды: сегодня видишь вещь в хрониках стритстайла, завтра — уже в Zara. К тому же в масс-маркете есть вещи и хорошего качества из чистого хлопка, вискозы, шелка и кашемира — да-да, их просто надо искать.

Мой гардероб — это какая-то «мешанка» из всего. Ну, не хватает в нем разве что первых линий мировых дизайнерских брендов, а так-то есть все: и масс-маркет, и белорусские промышленные бренды, и западные, и, конечно, белорусские дизайнеры.

Что касается белорусских дизайнеров, то их отличает, на мой взгляд, осторожность. Наверное, как и всех белорусов. Скажем, на последней Неделе моды все было очень ровно, ожидаемо и осторожно, кроме одного показа, которым действительно можно было бы без стеснения представить Беларусь на модном подиуме мира (речь о Historia Naturalis).

F.C.: Есть ли у Беларуси шанс оказаться в центре мировой модной индустрии?

Ю.П.: Шанс-то у всех есть, но нет ресурсов.

Е.Б.: Было бы неплохо, чтобы однажды и у нас «выстрелила» какая-нибудь «антверпенская шестерка» и прославила Беларусь на весь модный мир, а Минск стал пятой крупной модной ареной…Но если вернуться к реальности и посмотреть, как обстоят дела в странах со схожими экономическими и политическими условиями и весьма скудной историей развития собственной культуры и моды, то, конечно, пока сильно обольщаться не приходится.

F.C.: Какой вы видите белорусскую моду через 10 лет?

Е.Б.: Не склонна думать, что что-то сильно изменится. Будут прорывы талантов, будут инвестиционные коммерческие проекты. Хочется надеяться, что будем наблюдать развитие этой индустрии, но 10 лет для моды совсем мало: оглянуться не успеем — а мы уже в 2027-м!

Ю.П.: Все зависит от того, что будет с нашей страной в целом через 10 лет: состояние и развитие моды обусловливают общественные, политические и экономические процессы.

F.C.: Еще я хотела бы поговорить о коллаборациях с дизайнерами, но это тема для отдельного материала.

Е.Б.: Да, тема интересная, было бы приятно однажды снова встретиться и обсудить ее: некоторый положительный опыт у нас есть.

FashionCollection Стильный тандем

Текст: Анастасия Карасёва, Юлия Петруненко. Фото: Ирина Финская.